Бойсман 1-й. Жизнь и смерть командира эскадренного броненосца «Пересвет»

1285649815295981562985129859816252.jpg

В перекрёстный Год России и Японии по инициативе ВГТРК «Россия-Культура» и при поддержке фонда «История Отечества» ведётся работа над документальным фильмом, открывающим некоторые малоизвестные страницы Русско-японской войны 1904–1905 гг.

Его цель – восстановить память о незаслуженно забытых героях и простых воинах, оказавшихся в плену по обе стороны линии войны. Примеры бережного отношения к истории важны и показательны для потомков участников войны – как в Японии, так и в России.

В основе фильма – материал, рассказывающий о русском морском офицере Василии Арсеньевиче Бойсмане. Жизненный путь капитана 1-го ранга Бойсмана был ярким и достойным примером служения родине во время тяжёлых военных испытаний. характерным для офицера Русского императорского флота.

Василий Арсеньевич Бойсман родился в Санкт-Петербурге 15 января 1855 года. По отцовской линии корни его фамилии восходили к одному из дворянских родов Нюландской губернии Великого княжества Финляндского. Отец, Арсений Вильгельмович Бойсман, был офицером лейб-гвардии Волынского полка. У первенца Василия было два брата – Владимир (1858–1909) и Камилло (1864–1913). Отец и младший брат Камилло были лютеранами, тогда как Василий и Владимир – крещены в православии. Все сыновья окончили Морское училище в Санкт-Петербурге и стали морскими офицерами. По старшинству Василий Арсеньевич именовался в документах как «Бойсман 1-й».

Boisman_VA (1).jpg

После завершения учёбы Василий Бойсман нёс службу на военных кораблях Русского императорского флота на Балтийском море и в заграничных плаваниях. Как один из лучших выпускников-гардемаринов Морского училища свой первый серьёзный опыт он получил в 1875 году в длительном заграничном плавании на новейшем для того времени первом в России железном клипере «Крейсер» под командованием капитан-лейтенанта Константина Николаевича Назимова. Необычной была и командировка в 1878 году в Северо-Американские Соединенные Штаты для приёма закупленного в США крейсера «Азия». На нём мичман Бойсман провёл восемь месяцев в плавании под началом капитан-лейтенанта Фёдора Карловича Авелана, также выходца из Великого княжества Финляндского, будущего адмирала и управляющего Морским министерством.

Примечательным штрихом к портрету Бойсмана является то, что он был «женат на дочери Кронштадтского парикмахера Космачёва девице Марии Васильевне» – достаточно смелый и романтичный шаг для молодого офицера и дворянина в существовавших в то время правилах и обычаях. У них родились два сына – Всеволод и Владимир, которые также впоследствии стали военными офицерами.

В 1887 году в возрасте 32 лет, в самом расцвете сил, приказом по морскому ведомству лейтенант Бойсман 1-й был переведён из Балтийского флота в Сибирскую флотилию, в зарождавшийся морской форпост на востоке Российской империи – Владивосток. Там в течение десяти лет, помимо службы на кораблях в качестве командира и минного офицера, Василий Арсеньевич исполнял в разное время обязанности главного минёра и артиллериста порта, заведовал минной лабораторией, занимался преподавательской деятельностью, обучая офицеров, минёров и комендоров минному делу, работал над гидрографическими исследованиями. Принимал он активное участие и в общественной жизни города – читал лекции в Морском собрании, был одним из учредителей Владивостокского отделения Императорского российского технического общества, внёс свой вклад в сооружение первого во Владивостоке памятника – парусной шхуны «Крейсерок», погибшей в Охотском море в 1889 году. Служба Бойсмана была отмечена уважением товарищей и высокими наградами – орденами Св. Владимира 4-й степени с бантом, Св. Анны 2-й и 3-й степеней и Св. Станислава 2-й и 3-й степеней.

В преддверии Русско-японской войны Бойсман пять лет прослужил в крепости Порт-Артур в чине капитана 1-го ранга. Сначала помощником командира крепости и заведующим миноносцами и их командами, а с 1902 года – командиром нового эскадренного броненосца «Пересвет». Корабль принадлежал к классу «облегчённых броненосцев» и был построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.

С началом боевых действий в 1904 году «Пересвет» под командованием Бойсмана принимал участие в обороне Порт-Артура в составе 1-й Тихоокеанской эскадры. Свой первый бой корабль встретил 26–27 января 1904 года. За успешные действия и отражение миноносной атаки японцев командир «Пересвета» был награждён орденом Св. Владимира 3-й степени.

28 июля 1904 года Порт-Артурской эскадрой была предпринята неудавшаяся в итоге попытка прорваться во Владивосток. Высочайший пример мужества был проявлен Бойсманом во время многочасового боя. «Василий Арсеньевич, командуя «Пересветом», был тяжело ранен, но сохранил спокойствие… спустился перевязать наскоро ужасные раны и вновь возвратился наверх. Раны у него от осколков были чрезвычайно мучительны: на левом плече вырван кусок мяса объёмом кулака в два, вплоть до кости; рана в животе была почти смертельна и кроме того была повреждена нога… В таком состоянии, падая в обморок, он простоял 28 июля всю ночь и ввёл утром 29-го свой корабль в гавань».

В декабре 1904 года крепость Порт-Артур пала. У Бойсмана, как и у других русских офицеров, была возможность вернуться домой в Россию. Для этого нужно было подписать расписку – дать офицерское слово чести не поднимать оружие против Японии. Бойсман, несмотря на своё тяжёлое ранение, предпочёл разделить участь своей команды и добровольно остался в плену в городе Мацуяма. Там, после девяти месяцев плена, в сентябре 1905 года он и закончил свой жизненный путь.

Свидетельством высокого уважения и любви к мужественному командиру эскадренного броненосца «Пересвет» стали церемония прощания и похороны. В последний путь Бойсмана провожало около 1000 человек – как русских пленных, так и высоких чинов местной администрации и японских офицеров. Отпевание совершили три японских православных священника во главе с отцом Сергием (Кюхати) Судзуки.

После завершения Русско-японской войны, в 1906 году, по просьбе жены и брата покойного прах «героического» (как его называли японцы) капитана Бойсмана был перевезён из Мацуямы во Владивосток для перезахоронения на родной земле. По приказу командира Владивостокского порта барона Василия Николаевича Ферзена похороны прошли с большими почестями: «При проходе печальной процессии по рейду все стоящие на рейде военные суда приспускают кормовые флаги… Крейсер “Аскольд” производит салют в 7 выстрелов с минутными промежутками».

Похороны Василия Бойсмана состоялись на Покровском городском кладбище рядом с Покровским собором. В 1930-е годы Покровский собор в центре Владивостока был взорван. Многие могилы были сровнены с землёй и забыты, включая место захоронения В.А. Бойсмана, а на месте кладбища был устроен городской парк культуры и отдыха. В постсоветское время по инициативе группы граждан Владивостока Покровский парк стал мемориальным.

Гидрографические труды В.А. Бойсмана были по достоинству оценены ещё в имперское время – его именем были названы бухта и банка в заливе Петра Великого и остров в Японском море у Корейского полуострова (ныне – остров Хандо). В 1994 году по инициативе писателя и энтузиаста Виталия Гузанова и совместными усилиями с японской и российской стороны в Мацуяме был установлен памятник – бюст Василия Бойсмана. Жители города бережно ухаживают за памятником и сохранившимися могилами русских воинов. Восстановление памяти о Василии Арсеньевиче Бойсмане ожидает своего времени и во Владивостоке, в Покровском мемориальном парке.

Фото: Эскадренный броненосец «Пересвет» на рейде, 1898 г. РГА ВМФ. Ф. Р-2239. Оп. 1. Д. 259.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *